Содержание |
2023: Снижение грузоперевозок на 23% до 467 373 тонн
Российские авиакомпании снизили грузоперевозки за 2023 год почти на четверть (на 23%) в сравнении с 2022-м - до 467 373 тонн. Из них 337 563 тонн – на внутренних линиях, 129 809 тонн – на международных. Об этом свидетельствуют данные Росавиации, опубликованные в начале февраля 2024 года.
Как пишут «Ведомости», падение российского рынка авиационных грузоперевозок в первую очередь связано с тем, что некогда крупнейшая грузовая авиакомпания России Air Bridge Cargo (ABC, входит в группу «Волга-Днепр») в 2023 году не возила грузы из-за невозможности выполнять рейсы в другие страны. В 2022 году она перевезла 91 034 т груза, или 15% от всего объема перевозок российских эксплуатантов, напоминает газета.
Бортам ABC запретили осуществлять международные полеты из-за «перевозки грузов для Минобороны». Самолетам некоторых других компаний зарубежные аэропорты тоже недоступны из-за двойной регистрации. Компенсировать международный рынок внутренними заказами не получилось, говорится в публикации издания.Михаил Рожков, PARMA TG: Большинство наших BPM-проектов выходят за рамки отдельных процессов и организаций
Представитель компании «Волга-Днепр» отметил, что сравнение грузоперевозок за 2022 и 2023 годы не совсем корректно, утверждая, что санкции и новая модель развития отрасли существенно повлияли на статистику. Несмотря на сложности, существуют стабильные авиамосты в Китай, Индию и ОАЭ, по которым осуществляются экспортно-импортные операции.
Общий спад грузоперевозок также затронул другие крупные грузовые авиакомпании, такие как «Волга-Днепр» и «Авиастар-ТУ», по итогам 2023 года отмечается снижение на 27% и 30% соответственно. Эти данные свидетельствуют о вызовах, с которыми сталкиваются российские авиаперевозчики в условиях санкций и изменений на мировом рынке авиационных грузоперевозок, отмечают эксперты.
Санкции в большей степени ударили по грузовой авиации, в которой каждый пятнадцатый рейс заканчивается несерьезным происшествием из-за особенностей эксплуатации, отметил бывший специалист Международной организации гражданской авиации Павел Герасимов.[1]
2022: Снижение перевозки грузов на 59% до 599 тыс тонн из-за санкций на фоне конфликта на Украине
Совокупные перевозки грузов российскими авиакомпаниями в 2022 году упали на 59%, до 599 тыс. т. По этому показателю воздушный транспорт откатился примерно до уровня 2001 года, когда компании перевезли 614 тыс. т, и превысил уровень 2000-го — 547 тыс.
Такая ситуация возникла из-за международных санкций, которые после начала конфликта на Украине ограничили доступ российских грузоперевозчиков на зарубежные рынки и привели к рискам арестов их самолетов.
2013
По итогам трех кварталов 2013 года перевозка грузов и почты российскими авиакомпаниями увеличилась на 1,6% - до 730 тыс. т. Грузооборот при этом сократился на 0,7% - до 3,69 млн. т-км. Аналитики отмечают, что сокращение грузооборота - это общероссийская тенденция, которая характерна для всех сегментов рынка грузоперевозок.
В целом же стоит отметить, что авиаперевозка грузов весьма перспективное и выгодное направление для России. Авиационный транспорт способен быстро и надежно доставить груз даже в самые отдаленные участки страны, при этом в качестве груз может быть как специализированным и скоропортящимся, так и негабаритным. Основное преимущество России – уникальное и выгодное географическое расположение, которое делает ряд городов центрами международных перевозок. Однако, чтобы в полной мере воспользоваться данным преимуществом необходимо создать современный парк грузовых самолетов, как отечественного, так и иностранного производства, построить развитую инфраструктуру, внедрить международный стандарт e-Freight. На рынке грузовых авиаперевозок существует достаточно большое количество игроков, которые в большинстве случаев соединяют пассажирские и грузовые перевозки. При этом на долю первых 15 авиакомпаний приходится свыше 90% всего объема перевозимых грузов, на долю пятерки лидеров - более 70%. Среди них - «Эйр Бридж Карго», «Аэрофлот», «Волга-Днепр», «Трансаэро» и «Сибирь».
В случае эффективного развития данного сегмента рынка грузоперевозок, роль России в мировой авиационной логистике может увеличиться с нынешних 1,4% от общего объёма мирового рынка равного млрд., до 8% к 2015 году и 16% к 2030 году, что в естественных показателях составит ,4 и 25,6 млрд. соответственно.
2012 год
В 2012 году спад промышленного производства в целом по стране отразился и на рынке грузоперевозок, практически все направления отрасли продемонстрировали более низкие темпы роста, нежели годом ранее. Подобная тенденция отразилась и на рынке грузовых авиаперевозок, который в 2012 году вырос всего на 0,7% против 5,6% в 2011 году. В натуральном выражении, рынок по итогам 2012 года составил 989 тыс. т., грузооборот - 5,1 млрд. т-км. На фоне общих показателей объема перевозок грузов всеми видами транспорта, который в прошлом году составил 8732 млн. т., можно отметить, что доля авиатранспорта весьма незначительна и составляет всего 0,01% (данные DISCOVERY Research Group).
См. также